Завод красный богатырь продукция. Завод красный богатырь снесут. Московское производственное швейное объединение «Большевичка»

Завод красный богатырь продукция. Завод красный богатырь снесут. Московское производственное швейное объединение «Большевичка»

Сергей Клычков

Проектом планировки обширной территории в прибрежной зоне Яузы предлагается снести символ района – завод «Красный Богатырь»

26 июля в районах Богородское, Преображенское и Сокольники пройдут собрания участников публичных слушаний по проекту планировки территории , ограниченной проектируемым проездом 1889, Богородским шоссе, ул. Богатырский Мост, ул. Краснобогатырской и проектируемым проездом №422, а проще говоря – по застройке территории бывшего гиганта промышленности, одного из крупнейших предприятий Москвы конца XIX — начала XX вв., завода «Московского товарищества резиновой мануфактуры», ставшего позже заводом «Красный Богатырь». В этот же день на слушаниях будут обсуждаться обеспечивающие реализацию этого проекта изменения в Правилах землепользования и застройки .

Как нетрудно догадаться, под снос идет вся без исключения застройка территории, в том числе и главный корпус завода (Краснобогатырская ул., д.2, стр.2), построенный в 1911 году по проекту Густава Августовича Гельриха, а также конструктивистское здание пожарной части №22 (Краснобогатырская ул., д.6), построенное в 1927 году архитектором Александром Владимировичем Куровским. Оба здания Распоряжением Мосгорнаследия №79 от 30 января 2014 г. были признаны исторически ценными градоформирующими объектами и внесены в Городской реестр недвижимого культурного наследия. Актом государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом А.Л. Баталовым, определены особенности, послужившие основанием для включения этих объектов в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащие обязательному сохранению.

Однако наличие у исторических зданий статуса ценных градоформирующих объектов не помешало проектировщикам (НИиПИ Институт градостроительного и системного проектирования) приговорить их к сносу, а городским властям – одобрить выставляемый на публичные слушания проект. Заказчиком тотальной зачистки «Красного Богатыря» выступило ЗАО «Инвестиционная компания «Северная звезда». При рассмотрении в апреле 2017 г. вопроса о застройке участка на Градостроительно-земельной комиссии, возглавляемой мэром Москвы, речь о статусе зданий даже не заходила.

В Москве в последние годы повсеместно идет утрата объектов исторической среды, которые, к сожалению, не обладают достаточной степенью правовой защиты от физического уничтожения. Об этом «Арх надзор» писал уже неоднократно. В данном случае, однако, речь идет не только о ценных исторических зданиях, но и чем-то не менее значимом. Предлагается ликвидировать целый пласт истории района , жизнь которого на протяжении более 100 лет была неразрывно связана с этим предприятием.

Завод Московского товарищества резиновой мануфактуры возник в 1887 году на месте небольшой чулочной фабрики Гучесона. У его истоков стояли Л.С. Поляков, Б.А. Гивартовский и К.И. Редер. В 1888 году новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 года здесь стали изготавливать резиновую обувь.

В 1910 году завод был реорганизован. На его основе было создано русско-французское Общество резинового производства и торговли «Богатырь». Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911-1912 гг. производились по новейшей шведской технологии.

В 1923 году завод поменял название на «Красный Богатырь». С 1990-х производство сокращалось, а 30 апреля 2004 года завод был закрыт. Все последние годы в бывшем главном корпусе завода располагалась Московская ярмарка развлечений.

__________________________

«Арх надзор» обращается ко всем имеющим законное право участвовать в публичных слушаниях с призывом прийти на собрание и высказаться в защиту исторических зданий . Необходимо привести проект в соответствие с нормами законодательства и сохранить две значимые исторические постройки в небогатом на архитектурные памятники районе. Участники слушаний также могут выступить против предлагаемого проектом сокращения на 19,4 га территории природного комплекса «Долина реки Яузы» .

«Арх надзор» обращается к городской администрации с требованием обеспечить переработку проекта планировки с учетом сохранения ценных градоформирующих объектов.

Офисно-торговый комплекс класса В из 90 строений, включая складские помещения, общей площадью более 90 000 м².
Бизнес-центр расположен на территории бывшего завода «Красный богатырь».

После реформы 1861 г. богородские крестьяне стали распродавать свои земли под дачи, чему способствовала близость Сокольников и Лосиного острова. Активное строительство дач сопровождалось промышленным развитием Богородского. К началу XX в. между главной улицей села и левым берегом Яузы сформировалась промышленная зона. Расположенная здесь ткацкая фабрика «Джон Гутчесон и К» в 1887 г. была приобретена Московским товариществом резиновой мануфактуры.

В 1888 г. новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 г. здесь стали изготавливать резиновую обувь. Владельцами резиновой мануфактуры были крупные московские банкиры Л. С. Поляков, Б. А. Гивартовский, К. И. Редер.

Во 2-й половине 1900-х гг. предприятие было охвачено промышленным кризисом, который был усугублён финансовым кризисом банков одного из основных владельцев Л. С. Полякова. В результате оно оказалось банкротом. В 1908 г. Правительство на базе трёх ранее принадлежавших Полякову банков учредило Соединённый банк, председателем Правления которого стал представитель Министерства финансов граф В. С. Татищев. В 1910 г. на базе старого предприятия Соединённым банком было организовано франко-русское акционерное общество «Богатырь», среди акционеров общества были крупные французские банки, императрица Александра Фёдоровна, Г. Распутин, многие министры. Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911–1912 гг. производились по новейшей шведской технологии.

С юга владение общества «Богатырь» граничило с участком красильной фабрики Генке, корпуса которой были выстроены в начале 1910-х гг. (сохранился главный каменный корпус, Краснобогатырская ул., 10). Ниже по течению Яузы располагались ещё две небольшие текстильные фабрики на месте будущего кожевенного комбината (Краснобогатырская ул., 38).

Главный корпус завода построен по проекту архитектора Г. А. Гельриха (заявлен как памятник архитектуры).

После Октябрьской революции, в 1918 г., предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь».

В 1923 г. завод получил название «Красный богатырь».
С 1927 г. организовано конвейерное производство, площадь завода существенно расширена, к складам на противоположном берегу Яузы по руслу прежнего ручья от Окружной железной дороги проложена железнодорожная ветка.
В 1971 г. завод был награждён орденом Ленина.

Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви – ботинки мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. Продукция предприятия была широко известна в Советском Союзе и экспортировалась за рубеж в развивающиеся страны.

Однако в 1990-е гг. производство стало стабильно сокращаться, а в середине 2000-х гг. было полностью остановлено. 30 апреля 2004 г. завод был окончательно закрыт, а последние рабочие (около 500 человек) были выставлены на улицу сменившейся в начале 2000-х гг. администрацией завода.

В начале 2000-х гг. существовал проект застройки территории бывшего завода многоэтажными жилыми домами, которые располагались бы по обеим сторонам реки Яузы и были бы соединены между собой арками, однако он так и не был реализован.

В прибрежной зоне Яузы предлагается снести исторические корпуса завода «Красный Богатырь», освободив место под строительство многоквартирных жилых домов. Судьба этого старейшего предприятия решается сегодня в ходе публичных слушаний по проекту планировки территории, ограниченной проектируемым проездом 1889, Богородским шоссе, улицей Богатырский Мост, улицей Краснобогатырской и проектируемым проездом № 422.

Для тех, кто не понял — речь идёт о застройке пятна, на котором в настоящее время расположены здания бывшего гиганта промышленности, одного из крупнейших предприятий Москвы конца XIX - начала XX вв., завода «Московского товарищества резиновой мануфактуры», позже переименованного в завод «Красный Богатырь». Сегодня на слушаниях в районе Богородское должны обсудить проект планировки занимаемой им территории.

В зону сноса попадает главный корпус завода (улица Краснобогатырская, дом 2, стр. 2), построенный в 1911 году по проекту Густава Гельриха. Кроме того, с карты района Богородское должно исчезнуть конструктивистское здание пожарной части № 22 (улица Краснобогатырская, дом 6). Оно было построено в 1927 году по проекту архитектора Александра Куровского.

Оба строения были признаны исторически градоформирующими объектами и распоряжением Мосгорнаследия № 79 от 30 января 2014 г. внесены в Городской реестр недвижимого культурного наследия. Актом государственной историко-культурной экспертизы, выполненной аттестованным экспертом А.Л. Баталовым, определены особенности названных зданий. Описание особенностей объекта экспертизы послужило основанием для его включения в Городской реестр недвижимого культурного наследия, подлежащего обязательному сохранению, и Историко-культурный опорный план города Москвы.

Лакомый кусок

Но что такое статус градоформируюшего объекта! Как говорится, обещать — не значит жениться. На сегодня ситуация со зданием завода «Красный Богатырь» такова — проектировщики НИиПИ «Институт градостроительного и системного проектирования» разработали план застройки после его сноса. Город уже одобрил выставленный на публичные слушания проект, обсуждение которого в данным момент идёт сразу по двум адресам. В районе Сокольники — в зале Дома Молодёжи «Сокольники» (Сокольническая площадь, дом 7). В районе Богородское — в актовом зале Московского государственного колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента № 23 (улица Краснобогатырская, дом 38).

Заказчик строительства — ЗАО «Инвестиционная компания «Северная звезда». Если верить Архнадзору , на заседании градостроительной комиссии под председательством мэра Москвы Сергея Собянина, которое состоялось в апреле этого года, никто из присутствующих даже не вспомнил о статусе здания.

К слову, на завод «Красный Богатырь» покушались ещё во времена мэра Юрия Лужкова, слишком лакомым куском для застройщика была его территория. Планов тогда было громадьё. Самый обсуждаемый проект — строительство на этом месте жилого комплекса по типу того, что возвели на месте бывшей Янтарной горки. Общественники не скрывали возмущения и категорически выступали против сноса исторических зданий. Общими усилиями объект удалось отбить. Когда два здания завода внесли в Городской реестр недвижимого культурного наследия, народ вздохнул. Время показало — рано радовался…

Историческая справка

Завод «Московское товарищество резиновой мануфактуры» возник в 1887 году на месте небольшой чулочной фабрики Гучесона в селе Богородское. В 1888 году новый завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 года здесь стали изготавливать резиновую обувь. В 1910 году компания была преобразована в русско-французское акционерное Общество производства и торговли резиновыми изделиями «Богатырь».

Предприятие, у истоков которого стояли видный банкир Л.С. Поляков и предприниматель Б.А. Гивартовский, было широко известно - держателями его акций была, в том числе, императорская семья. Председателем правления общества «Богатырь» являлся известный банкир, действительный статский советник, чиновник особых поручений Министерства финансов Российской империи граф В.С. Татищев.

Среди выпускаемой в это время заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911-1912 гг. производились по новейшей шведской технологии. После революции, в 1918 году, предприятие национализировали и переименовали в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». В 1923 году завод вновь поменял название, теперь на «Красный Богатырь». В 1927 году на нём было организовано конвейерное производство. В 1971 году завод «Красный Богатырь» был награждён орденом Ленина.

Вплоть до конца 1980-х годов предприятие процветало, производство расширялось, использовались новая техника, методы, материалы. Моделировались и выпускались разные виды резиновой обуви - ботики мужские, женские и детские, сандалии, ботфорты для охоты и рыбалки. В 1990-е годы производство стало стремительно сокращаться. В 2000-м оно было полностью остановлено.

Елена Сурикова

В 1887 г. в селе Богородском на месте небольшой чулочной фабрики Гучесона открылось новое резиновое производство. У истоков промышленного комплекса на северо-востоке Москвы стояло Московское товарищество резиновой мануфактуры, основанное акционерами Л. С. Поляковым, Б. А. Гивартовскии и К. И. Редером. Уже в 1888 г. завод начал выпускать шланги, пожарные рукава, детские игрушки, ремни, кольца, разные галантерейные и хирургические предметы. С 1890 г. здесь стали изготавливать резиновую обувь. В 1910 г. завод был реорганизован и стал основой для создания франко-русского акционерного общества резинового производства и торговли «Богатырь». Его акционерами являлись члены императорской фамилии, а председателем правления был известный банкир, действительный тайный советник граф В. С. Татищев. Среди выпускаемой заводом продукции особенно славились галоши, которые с 1911-1912-х гг. производились по новейшей шведской технологии.
Главный корпус Московского товарищества резиновой мануфактуры построен в 1911 г. известным московским зодчим Г. А. Гельрихом (1878 ‒ после 1917) – автором большого количества замечательных строений, относящихся к лучшим образцам московского модерна. Гельрих (Густав Карл Юлиус Адольфович) специализировался на строительстве многосекционных многоэтажных доходных домов каркасных конструкций, а на территории «Богатыря» реализовал проект в краснокирпичном стиле.
В 1918 г. предприятие было национализировано и переименовано в Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». В 1923 г. заводу по просьбе рабочих присвоено название «Красный богатырь». В том же году коллектив предприятия выдвинул кандидатом в депутаты Моссовета В. И. Ленина. В 20-е гг. предприятие стало одним из самых больших и успешных в Москве. «Красный богатырь» производил те самые резинотехнические товары – галоши, гамаши, резиновые сапоги, ботфорты, резиновые лодки, одежду для рыбаков (как обычные, так и для тех, кто трудился на Крайнем Севере, – под них производили специальную одежду). С 1927 г. на «Красном богатыре» заработал конвейер, и продукцию производили сотнями тонн в неделю. Помимо гражданской продукции, завод производил и «секретную» амуницию, в отдельных цехах с особым доступом выпускались военные и гражданские противогазы. Объемы были гигантские, и противогазы с логотипом «Красного богатыря» долго встречались на складах не только Советского Союза, но и Латинской Америки и Африки.
В те же 1920-е гг. вокруг завода строится рабочий городок со зданиями, решенными в стиле конструктивизм. Особенно в застройке района выделяется авангардная пожарная каланча, тоже ставшая, наряду с краснокирпичным «Богатырем», визитной карточкой Богородского.
Успешное производство, пережившее эвакуацию в 1940-х, возрождение и расцвет в послевоенные годы, постоянно обрастало новыми корпусами, сохраняя корпуса исторические. До 1990 г. завод функционировал в три смены, без выходных и праздничных дней. С 1990-х производство сокращалось, а 30 апреля 2004 г. завод был закрыт. Все последние годы в бывшем главном корпусе завода располагалась Московская ярмарка развлечений. К сожалению, ныне над историческим ансамблем нависла угроза полной утраты, включая признанный объект культурного наследия – корпус архитектора Гельриха.

К:Предприятия, основанные в 1887 году К:Предприятия, закрытые в 2000 году

«Кра́сный богаты́рь» - завод в Москве, выпускавший резиновую и резино-текстильную обувь (сапожки, сапоги, галоши , боты и др.), формовые и неформовые изделия.

История

Главный корпус завода построен по проекту архитектора Г. А. Гельриха и заявлен как памятник архитектуры .

Предприятие, у истоков которого стояли видный банкир Л. С. Поляков и предприниматель Б. А. Гивартовский , было широко известно - держателями его акций была императорская семья .

Настоящее время

В настоящее время корпуса завода отданы в аренду различным организациям - в них располагаются офисно-деловой центр, московская ярмарка увлечений и др. Существуют планы по благоустройству и застройке заводской территории жилыми и коммерческими зданиями .

Напишите отзыв о статье "Красный богатырь (завод)"

Примечания

Литература

  • // «Большая Советская Энциклопедия» (БСЭ), 2012.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Красный богатырь (завод)

«Она во всем, во всем она одна виновата, – говорил он сам себе; – но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал этот: „Je vous aime“, [Я вас люблю?] который был ложь и еще хуже чем ложь, говорил он сам себе. Я виноват и должен нести… Что? Позор имени, несчастие жизни? Э, всё вздор, – подумал он, – и позор имени, и честь, всё условно, всё независимо от меня.
«Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив и живи: завтра умрешь, как мог я умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? – Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей: „Je vous aime?“ все повторял он сам себе. И повторив 10 й раз этот вопрос, ему пришло в голову Мольерово: mais que diable allait il faire dans cette galere? [но за каким чортом понесло его на эту галеру?] и он засмеялся сам над собою.
Ночью он позвал камердинера и велел укладываться, чтоб ехать в Петербург. Он не мог оставаться с ней под одной кровлей. Он не мог представить себе, как бы он стал теперь говорить с ней. Он решил, что завтра он уедет и оставит ей письмо, в котором объявит ей свое намерение навсегда разлучиться с нею.
Утром, когда камердинер, внося кофе, вошел в кабинет, Пьер лежал на отоманке и с раскрытой книгой в руке спал.
Он очнулся и долго испуганно оглядывался не в силах понять, где он находится.
– Графиня приказала спросить, дома ли ваше сиятельство? – спросил камердинер.
Но не успел еще Пьер решиться на ответ, который он сделает, как сама графиня в белом, атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diademe [в виде диадемы] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно; только на мраморном несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева. Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. Она знала о дуэли и пришла говорить о ней. Она дождалась, пока камердинер уставил кофей и вышел. Пьер робко чрез очки посмотрел на нее, и, как заяц, окруженный собаками, прижимая уши, продолжает лежать в виду своих врагов, так и он попробовал продолжать читать: но чувствовал, что это бессмысленно и невозможно и опять робко взглянул на нее. Она не села, и с презрительной улыбкой смотрела на него, ожидая пока выйдет камердинер.
– Это еще что? Что вы наделали, я вас спрашиваю, – сказала она строго.
– Я? что я? – сказал Пьер.
– Вот храбрец отыскался! Ну, отвечайте, что это за дуэль? Что вы хотели этим доказать! Что? Я вас спрашиваю. – Пьер тяжело повернулся на диване, открыл рот, но не мог ответить.
– Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…