Как написать репортаж образец студента. Событийный репортаж Как написать репортаж образец студента

Как написать репортаж образец студента. Событийный репортаж Как написать репортаж образец студента

Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • особенности репортажного письма;
  • принципы сбора информации при подготовке репортажа;
  • разновидности репортажных текстов;
  • возможности использования репортажных элементов в текстах других жанров; уметь
  • описывать происходящее в рспортажном стиле;
  • методически грамотно наблюдать за происходящим при подготовке репортажа;
  • выявлять характерные детали, раскрывающие особенности персонажей и атмосферу происходящего;
  • выстраивать репортаж с учетом требований к текстам этого жанра; владеть
  • навыками подготовки репортажей по стандартам ведущих российских изданий;
  • навыками быстрого написания репортажных заголовков и лидов.

Репортажный способ письма

Репортаж как жанр и как метод. Репортаж как жанр - это наглядное описание происходящего, чтобы читатель имел возможность пережить случившееся, почувствовать то, что чувствовал журналист на месте события. Такая передача ощущений называется «эффект присутствия». Репортаж расширяет эмоциональный опыт аудитории, позволяет читателю ощутить себя на месте других людей в их жизненных ситуациях.

Подготовка репортажа предусматривает наблюдение за происходящим. Если журналист будет писать репортаж с чужих слов, текст получится либо недостаточно эмоциональным (с чужих слов удается передавать факты, но не ощущения), либо недостаточно достоверным (журналист начнет додумывать и, неизбежно, будет ошибаться либо врать).

Репортаж фокусируется на описании процесса, на рассказе о том, КАК что-то происходило. Это в репортаже главное. Для сообщения о том, ЧТО произошло, лучше подходит новость. На уровне фактов любой, даже объемный репортаж (15-20 тыс. знаков), можно пересказать в нескольких предложениях. Но репортажи читают ради описания действия, ради того, что американский медиатренер Р. П. Кларк (R. Р. Clark ) называет «кино в сознании читателя» . Сюжет любого фильма тоже можно пересказать в нескольких предложениях, но люди предпочитают посмотреть полуторачасовой фильм.

Для репортажа обязательно эмоциональное отношение автора к происходящему. Именно эмоциональное восприятие события определяет то, что журналист отберет из увиденного для показа читателю - как в репортаже, представленном ниже, где журналистка поработала в одной из сетевых кофеен, чтобы рассказать, что происходит «по ту сторону прилавка».

Репортаж

Идем на кухню. Мне казалось, что в кофейне, где подают «горячие блюда собственного приготовления», кухня должна быть масштабной. Но за барной стойкой - помещение размером с кухню в хрущевке.

Давай сюда вон гот ложк и тот уилк. Зови меня тетей Мариной, - говорит чернобровая повариха лет тридцати пяти с непроизносимым восточным именем.

Вместо посудомоечной машины - тетя Соня с другим непроизносимым именем. Чистые бокалы стоят на грязной клеенке. 11о тараканов на кухне вроде бы нет. Плиты тоже нет. Только холодильники и микроволновка.

  • - Все готовится в цеху, мы только разогреваем.
  • - А крем-суп с грибами? Мой любимый?
  • - Ты думаешь там есть грибы? И сливки? - хохочет Света. - Там порошок с кипятком. Ладно, слушай: руки мыть нужно каждый час. Кран закрываем только локтем. Моем руки тщательно, горячей водой с мылом, трем между пальцами.
  • - А где здесь мыло?
  • - Мило тебе еще? Нету мила, в туалете мило! - огрызается тетя Соня .

Обратите внимание и на «эффект присутствия» - ощущение себя там, на кухне этой кофейни, во время чтения текста, и на эмоцию, которую испытывает автор, на подкрепление которой «работает» текст - смесь удивления и разочарования. Когда журналистка приходила в эту кофейню как посетитель, она совершенно иначе представляла себе устройство этого заведения. И в репортаже собрано именно то из увиденного и услышанного, что передаст читателю эмоцию автора.

Репортажные элементы могут присутствовать и в текстах других жанров. Это позволяет сделать материал наглядным и легким для восприятия. Факты, цифры и логические цепочки воспринимаются гораздо труднее, нежели «кино в сознании читателя». Поэтому репортаж как метод сбора и подачи информации может использоваться для того, чтобы излагать любой материал в репортажном ключе. Например, возможно в авторскую колонку включать репортажные сцены, обосновывающие точку зрения автора, а в расследование - репортажпое описание того, как автор собирал информацию. Поэтому владение навыками репортажного письма - один из критериев профессионализма журналиста.

Как сделать текст наглядным. Ниже представлены приемы репортаж- ного письма. Соблюдение этих приемов позволит запустить то самое «кино в сознании читателя». Главное правило - контролировать себя, особенно на первых порах, потому что «кино» в голове автора не обязательно автоматически запустит «кино» в голове читателя.

Типичная ошибка начинающих журналистов - думать о процессе, но сообщать факт. Для журналиста, наблюдавшего за событием, сообщение о факте автоматически включает «кино», которое журналист наблюдал. Читатель же рядом с журналистом не был и ничего не наблюдал. И для читателя сообщение о факте будет просто информированием о том, что что-то произошло. Как именно оно происходило, читатель не узнает.

Итак, рассмотрим приемы наглядного письма.

Первый прием касается использования существительных. Нужно использовать те слова, которые обозначают предметы, а не процессы или термины. Иногда этот прием называют «тележка» и объясняют так: существительные делятся на те, чье значение можно положить в тележку, и на те, чье значение в тележку не положишь. Например, книгу, ручку и компьютер в тележку положить можно. Можно положить также мост и небоскреб, если тележка очень большая. Когда журналист пишет эти слова, читатель «видит» описываемое. Но прогресс, революцию и парадигму в тележку не положишь. И при упоминании этих слов картинка в голове читателя не возникнет.

Американский вариант данного приема Р. П. Кларк называет «лестница абстракции» (the ladder of abstraction)K Суть приема - расположение всех слов вдоль лестницы, внизу которой - слова наиболее конкретные (например, «лестница»), а вверху - слова наиболее абстрактные (например, «абстракция»). Соответственно для наглядного письма нужно придерживаться низа «лестницы абстракции». Если же абстрактных слов избежать не удается, их нужно тут же перевести в конкретные. Например, как здесь: «Достижения науки проникли во все сферы нашей жизни. Это и мобильный телефон, и автоматическая стиральная машина, и томограф».

Второй прием заключается в том, чтобы предпочитать единичное общему. Например, доберман Граф со сломанным левым ухом - конкретная собака, которую можно представить достаточно четко. Доберман - это более общее слово, и каждый читатель представит своего добермана, хотя эти доберманы будут более или менее похожими друг на друга. Если вместо «доберман» написать «собака», разброс представлений читателей будет еще большим. Кто-то представит маленькую и лохматую собаку, кто-то - большую и гладкошерстную и т.д. А если написать «животное», тут и вовсе каждый представит что-то свое, далекое от того, что видел автор. Хотя формально это будет одно и то же - доберман Граф - это и просто доберман, и собака, и животное. Этот прием Р. П. Кларк называет «ищи конкретное

Третий прием - передача в тексте конкретных слов, которые произнесли персонажи, и конкретных действий, которые они совершили. Например, описать ссору соседей по лестничной клетке можно следующим образом.

Вариант 1

Иван Иванович открывает дверь своей квартиры № 50, делает два шага и утыкается в груду картонных коробок. Одна из коробок падает и ударяет мужчину по ноге чуть ниже колена. «Ох,... твою мать!», - вскрикивает он. Поворачивается и звонит в квартиру №51, нажимая на треснутую кнопку с торчащим из-под нее проводом. «Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!», - кричит Иван Иванович и трижды бьет кулаком в соседскую дверь. «Завтра уберем. Сегодня некогда», - раздается женский голос из-за двери. «Я все это сегодня вынесу на улицу и сожгу! Чуть ногу не сломал!», - грозит мужчина и пинает коробку ногой. «Смотреть под ноги надо. А выбросишь - я тебе дверь сожгу», - отвечает соседка.

Вариант 2

Соседи по лестничной клетке поругались из-за расставленных на проходе коробок, одна из которых упала и травмировала жильца квартиры № 50. Он пригрозил сжечь коробки, на что в ответ также получил угрозы.

В первом варианте происходящее воспринимается гораздо нагляднее, чем во втором. Это достигается за счет описания конкретных действий (делает два шага, бьет ногой в дверь и т.д.) и цитирования («Эй, уберите свое барахло! Опять весь проход перегородили!»). Второй вариант просто сообщает факты: соседи поругались, обменялись угрозами. Но как именно соседи ругались и угрожали друг другу, читатель представить не может, и поэтому кино в сознании читателя не запускается.

Четвертый прием заключается в работе с планами подобно тому, как с планами работают операторы на телевидении и в кино. Вы, наверное, замечали, что происходящее на экране то приближается, то удаляется. Например, улица, люди, мужчина, рука опускается в карман и достает пистолет, другая сторона улицы, прохожие, выстрел, один из прохожих падает, на груди растекается красное пятно. Или актовый зал, сидят люди, один из сидящих пристально смотрит вдаль, на сцене стоят несколько человек, один из них читает по листу речь, лист закручивается, и докладчик пальцем отгибает его обратно.

Такое восприятие окружающего мира характерно для человеческого глаза. Оказавшись в незнакомом месте, мы вначале оглядываем окружающее пространство, затем пристально рассматриваем что-то, что нас заинтересовало, после чего снова оглядываем происходящее в целом и снова к чему-то присматриваемся.

Пишущий журналист также должен это учитывать и при наблюдении за происходящим, и при подготовке текста. Показ происходящего должен соответствовать его естественному осмотру на месте события. Чередование приближений и удалений должно быть осмысленным, подчеркивающим интерес к тому, что автор пристально рассматривает.

По поводу количества планов единства среди журналистов нет. Распространена система из пяти планов, представленная в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Планы в репортаже

Снимающие журналисты обычно добавляют еще планы, например, поколенный (от головы до колен) или молочный (от головы до груди). Но пишущий журналист может ограничиться пятью планами, перечисленными выше.

Вот как работает с планами известный журналист Валерий Панюшкин.

за активистом Front AIDS , снимавшим акцию на любительское видео. Пытался отобрать камеру и кричал: “Отдай, наркоман проклятый!”

(От самого общего плана к среднему.)

Рукой в наручнике Александр Румянцев прижимал к уху мобильный телефон и разговаривал с радио “Эхо Москвы”.

(От самого крупного плана к крупному.)

Ведущая новостей, видимо, спросила его, не потому ли медлят милиционеры, что боятся заразиться.

Не надо называть ВИЧ заразой,- сказал прикованный Румянцев,- лучше говорить “инфекция”.

Милиция не ехала примерно полчаса, прикованные кричали: “Фашизм не пройдет!” и “Тюремный срок - не смертный приговор!” - и приплясывали оттого, что замерзли» .

(Самый общий и общий планы.)

Обратите внимание на то, что переходы между планами могут происходить внутри одного предложения, и на то, что последовательность переходов может быть любой. Следовательно, не обязательно двигаться от самого общего к самому крупному плану через общий, средний и крупный. Можно сразу прыгнуть в средний или крупный, а затем приблизиться до самого крупного. То же самое - при смене планов в обратном направлении. От самого крупного или крупного можно сразу же перейти к общему или самому общему.

Типичные ошибки начинающих журналистов - нехватка самых общих планов либо крупных и самых крупных. В первом случае нет понимания, как все происходит в целом. Во втором - картинка получается нечеткой, читатель не может увидеть происходящее в деталях, как будто автор страдает близорукостью и забыл очки.

Пятый прием - это подключение по возможности всех органов чувств. Напомню, что у человека их пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, т.е. мы можем видеть, слышать, нюхать, трогать руками и облизывать. Это не означает, что нужно все подряд щупать и тащить себе в рот. Главное - не ограничиваться только визуальным описанием происходящего. Если имеется какой-то звуковой фон (разговор за стеной, музыка, работающий агрегат и др.), надо об этом упомянуть. Если журналист чувствует запах, и этот запах похож па какой-то из известных, об этом также надо сообщить читателю, и тогда восприятие станет гораздо ярче. Тем более что запахи запоминаются очень хорошо.

Шестой прием заключается в использовании характерных деталей. Характерные детали - это предметы обстановки, а также слова и действия людей, раскрывающие какие-либо значимые характеристики происходящего. Вот как описывает работу журналиста с характерными деталями Р. П. Кларк.

«Детали персонажа и обстановки воздействуют на ощущения читателя, приводя к пониманию. Когда мы говорим “я вижу”, мы чаще всего имеем в виду “Я осознаю”. Неопытные журналисты часто отбирают очевидные детали: мужчина курит сигарету, девушка грызет ногти. Эти детали ничего не рассказывают, кроме случаев, когда мужчина умирает от рака легких или девушка страдает анорексией.

Перед казнью серийного убийцы репортер Кристофер Сканлан посетил семью одной из предполагаемых жертв преступника. Несколько лет назад девушка вышла из дома и не вернулась. Сканлан обнаружил деталь, которая передавала бы нескончаемое горе этой семьи. Он заметил кусок скотча, которым был залеплен выключатель возле входной двери - так, что свет нельзя было выключить. Мать всегда оставляла свет включенным, пока ее дочь не вернется с прогулки. И хотя уже прошли годы, лампочка продолжала гореть, как вечный огонь.

Вот ключ: Сканлан увидел залепленный скотчем выключатель и спросил по поводу этого. Деталь, которую он выявил - это результат его любопытства, а не его воображения» .

Умение фиксировать и передавать характерные детали - показатель профессионального уровня журналиста. В идеале репортаж должен изобиловать характерными деталями, так как они позволяют и быстро погрузить читателя в происходящее, и отпечатываются в памяти.

Итак, репортажный способ письма - это показ происходящего от сцены к сцене с передачей диалогов между участниками, со сменой планов, с характерными деталями, с подключением всех органов чувств и с использованием тех существительных, которые обозначают знакомые читателю предметы. За счет этого создается «эффект присутствия», и читатель может ощутить себя на месте события, увидеть и пережить то, что увидел журналист.

Этот параграф был посвящен тому, как писать репортаж или репортаж- ную вставку в текст другого жанра. В следующем параграфе мы разберем, что следует описывать в репортажном ключе, и какие темы наиболее подходят для того, чтобы подавать их именно в жанре «репортаж».

  • Clark R. Р. Writing Tool #28: Writing Cinematically // Povnteronline . URL:http://web.archive.org/weh/20060705003111/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=72080 (дата обращения: 12.01.2016).
  • Донская А., Делер А. Операция «Тайный гость» // ЭкспертопНпе . URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/14/operatsiya-tajnyij-gost/ (дата обращения: 12.01.2016).
  • Clark R. Р. Writing Tool #13: Show and Tell // Poynteronline . URL: http://web. archive. org/web/20060705002509/http://www. poynter.org/content/content_view.asp?id=65978 (дата обращения: 16.12.2016).
  • 2 Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific. Always get the name of thedog// Poynteronline . URL: http://web.archive.Org/web/20060705003335/http://www.poynter.org/content/content_view.asp?id=64349 (дата обращения: 16.12.2016).
  • Behnam К. Rampaging rooster attacks girl // St. Petersburg time online . URL: http://www.sptimes.com/2002/10/04/NorthPinellas/Rampaging_rooster_att.shtml (дата обращения:16.12.2016).
  • Панюшкин В. Цепная акция // Коммерсант. 2005. 16 февр.
  • Clark R. Р. Writing Tool #7: Dig for the Concrete and Specific.

РЕПОРТАЖ КАК ИСКУССТВО

Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать ». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.

Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.

Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.

У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события , сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.

Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения : журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.

Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.

1) Использование ярких деталей и подробностей.

Важно делать словесные зарисовки.

Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:

«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».

Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:

«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слип­шиеся крылья, покрытые мазутом...»

Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.

2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик .

Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:

– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.

Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.

– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.

– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.

– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.

– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.

Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.

– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.

Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.

Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.

Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:

1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);

2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;

3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;

4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.

Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.

Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.

Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.

Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.

Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.

Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.

Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции. Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая. Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».

Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник ». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.

Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.

Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.

В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.

Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.

В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».

Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.

Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.

Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.

телевизионный репортаж тематический постановочный

Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Проблема информационного повода

Проблема, на какую тему можно сделать событийный репортаж, совсем не так проста, как кажется. Современный мир переполнен информацией. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Как определить, какое событие достойно того, чтобы попасть в выпуск новостей, а какое - нет. Проблема отбора самых важных и самых интересных - тех, о которых расскажут в теленовостях, - и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Дэвид Рэндалл дает такое определение новости: «Это свежая и необычная информация на тему, представляющую всеобщий интерес, и ранее неизвестная». А значит и материал для событийного репортажа должен быть свеж, необычен и должен представлять интерес для зрителя. Выбрать такой информационный повод для будущего репортажа из сотен и тысяч других - самое важное. В книге Эверетта Дэнниса «Беседы о масс-медиа» приведен список информационных поводов, наиболее интересных телезрителю:

  • 1. Конфликт, столкновение интересов людей, стран, организаций (здесь же теракты, митинги, военные действия)
  • 2. Катастрофа, авария, стихийное бедствие, другие чрезвычайные происшествия
  • 3. Последствия какого-то значимого события, новые факты какого-то громкого происшествия
  • 4. Новости политики и экономики (о принятии новых законов, встречах на высшем уровне, заключении политических договоров, итогах выборов)
  • 5. Новости культуры, спорта (открытие выставки, кинофестиваля, чемпионата)
  • 6. Значимые события из жизни известных людей (юбилей какого-либо артиста)

На все эти темы часто создаются событийные репортажи, потому что все они, независимо от свое важности привязаны к какому-то конкретному событию, информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа. Поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Конечно же приведенный список не исчерпывает все возможные информационные поводы. Событийные репортажи могут быть и на другие темы, главное - чтобы они были непосредственно о событии, представляющем большой интерес для зрителя.

Это другой важный принцип выбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать.

Поэтому выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии. Для примера такой информационный повод, как забастовка сантехников, недовольных заработной платой. Да, этот повод отвечает первому критерию - новость привязана к событию. Но интересна ли она зрителю? Должны ли зрители знать об этом? Необходимо ли им это знать, испытывают ли они в этом потребность? Многие из них и так никогда сантехников в своем доме не видели. Хотят ли люди об этом знать? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам привлечет намного больше зрителей.

В зависимости от информационного повода событийный репортаж может быть:

Ситуативным (незапланированным). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года.

Твердым (запланированным). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т.к. заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента.

Предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.

Комплект - репортаж. Такие репортажи каким-то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Ясира Арафата в Рамалле раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины (противостояние Палестины и Израиля и т.д.).

Независимо от информационного повода работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Его задача - прежде всего точно и достаточно подробно проинформировать о событии. При этом подготовка к репортажу сводится всего лишь к предварительному сбору данных о предстоящем событии и написанию каких-то заготовок, а выуживать всю информацию приходится уже на месте. Это в том случае, когда событие запланировано. Но чаще всего репортеру приходится делать репортаж о событиях случайных, экстренных. Иногда делать это нужно в прямом эфире, и тогда телерепортер не имеет возможности, как газетчик, размышлять над каждым словом, каждой фразой, а потом перечитать свой материал, отредактировать его, исправить. Ведя репортаж, он часто сталкивается с неожиданными ситуациями и нередко находится при этом в том же положении, что и зритель, который впервые видит материал. Такие репортажи являются одними из сложнейших жанров новостей и называются экстренными новостями. В выпуске новостей они, как правило, идут первыми.

Экстренные новости

Говоря об экстренных новостях, журналисты обычно подразумевают информацию, которая появляется неожиданно и требует скорейшего распространения. В репортажах об экстренных новостях никогда не употребляют слово «вчера». Экстренные новости - это репортажи о военных действиях, терактах, стихийных бедствиях, Яркий пример - репортажи о гибели подлодки «Курск», о наводнениях в Ленске, или о терактах в США в сентябре прошлого года.

Особенности работы над экстренным репортажем

Для телерепортера освещение экстренных новостей - это, во-первых, оперативность. Телевизионным журналистам необходимо присутствовать на месте события в то время, когда это самое событие происходит, а не уже произошло. Поэтому по возможности репортеру надо приезжать к самому интересному моменту и за то короткое время, пока развиваются события, успеть сделать очень многое. Успеть собрать информацию о событии, составить из нее связный текст, начитать его на камеру, заснять самые захватывающие кадры. При съемке экстренных репортажей все это делается одновременно, и репортер должен решить, когда оператору снимать планы места события и происходящего действия, а когда идти записывать интервью с очевидцами. Поэтому журналист должен уметь быстро распланировать свою работу и работу оператора на месте съемок. Хотя эти планы очень часто приходится менять уже по ходу съемок, и вот почему:

При съемке экстренных репортажей практически всегда невозможно снять все так, как предполагалось в начале, и репортер должен предвидеть, может ли конкретное событие приобрести неожиданный поворот. Там, где делают новости, вообще ничего нельзя с абсолютной точностью просчитать заранее. Поэтому журналист должен уметь быстро реагировать на все происходящее вокруг и так же быстро менять «тактику съемок». Он должен всегда помнить, что бывают ситуации, когда неожиданный поворот событий ломает все составленные планы. Например, репортерская команда выезжает на съемку сюжета о первом весеннем дожде. Выпускающий редактор считает, что этот репортаж входит в число «необязательных новостей», на работу отводится немного времени, а режиссер говорит о том, что материал должен быть как можно меньшим по хронометражу. Корреспондент и оператор договариваются о подготовке художественного репортажа. Оператор думает, что неплохо бы снять несколько планов людей под зонтиками, крупный план капельки на только что появившемся зеленом листике. Но дождь перерастает в стихийное бедствие. Вместо кадра с капелькой на листике репортерская команда снимает потоки грязной воды. Корреспондент собирает информацию о нанесенном ущербе и жертвах. Материал готовится в жанре репортажа - катастрофы. Выпускающий редактор и режиссер также меняют планы: сюжет о ливне выйдет в эфир в начале программы новостей и станет главным событийным репортажем выпуска.

Журналисты, работающие над событийным репортажем, сталкиваются с трудностями даже при сборе информации о событии. Например, репортеру требуется узнать о подробностях и причинах произошедшего в городе ЧП: внезапно рухнувший мост через реку унес несколько человеческих жизней.

Кого можно спросить о том, как это произошло? В первую очередь, очевидцев. Но очевидцы не всегда способны объективно говорить о происшедшем, их мнение подвержено влиянию пережитых эмоций. Люди, принимавшие участие в событии, не могут оценить его «сторонним взглядом». То, что человек или участвовал в событии, вовсе не означает, что он может говорить о его причинах и последствиях.

Люди же, несущие ответственность за состояние моста, едва ли расскажут о настоящих причинах аварии. Всегда надо принимать в расчет личную заинтересованность такого источника информации. Представитель строительной фирмы вряд ли скажет, что мост рухнул из-за халатности монтажников.

Способы трансляции событийного репортажа

Могут быть несколько вариантов подачи событийного репортажа:

  • 1. Фиксированный репортаж, снятый за несколько часов до выхода в эфир и смонтированный перед ним. В таком случае репортер имеет возможность следить за ходом событий из студии и при необходимости вносить в закадровый текст необходимые изменения и новые факты.
  • 2. Прямой репортаж с места события. В основном используется для передачи экстренной новости. Журналисты замечают, что событие достигнет своего апогея незадолго или во время выхода новостей в эфир. В таком случае на место съемок выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС). В эфир выдается прямое включение, в котором репортер может не только говорить о новых фактах, но и показывать то, что происходит «прямо сейчас». В последнее время такие прямые включения становятся неотъемлемой частью выпусков новостей некоторых телекомпаний. Сейчас можно даже говорить о развитии так называемого интерактивного телевидения, которое будет основано только на рассказе о том, что происходит в данный момент. Для этого телекомпания должна владеть оборудованием, позволяющим выходить в прямой эфир из любого места (достаточным количеством ПТС). Также интерактивное телевидение подразумевает высокую степень информированности репортеров, умение быстро ориентироваться на месте события, добывать информацию и выражать ее четко, понятно и просто.
  • 3. Также для подачи событийного репортажа зрителю может быть использована форма некомментированного прямого репортажа, или трансляции. Но она используется только тогда, когда происходящее на экране не требует комментария, например, при показе важнейших общественных или культурных событий: это заседания законодательных органов, пресс-конференции государственных деятелей, спортивные соревнования. Та же трансляция открытия зимних Олимпийских игр, например, почти не требовала комментариев. Наконец, трансляции некоторых концертов или спектаклей тоже в какой-то мере соответствуют жанру некомментированного телерепортажа. Трансляция - это простейшая форма подачи событийного репортажа. В тематическом репортаже она не используется, потому что видеоряд тематического репортажа в любом случае требует комментария.

Особенности событийного репортажа. Отличия от тематического и постановочного репортажей.

Тематический репортаж

Иногда говорят, что журналист готовит «свой» материал. В течение некоторого промежутка времени репортер собирает факты о каком-то явлении, выстраивает причинно - следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа.

Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Это может быть репортаж о работе городского транспорта, об экологическом состоянии какого-то региона, репортаж с автозавода или со съемочной площадки.

Создание тематического репортажа существенно отличается от подготовки экстренного репортажа. Тематический репортаж, в отличие от событийного, можно контролировать. Если при оперативной работе тележурналист вынужден следовать за событиями, то в ходе работы над «своим» материалом репортер может планировать заранее, что будет сказано и показано. Упор в таком репортаже делается на подготовку материала заранее, на подробный сбор информации, на кропотливую и продолжительную работу над материалом, а не на умение быстро сориентироваться в ситуации и оперативно изложить основные факты, как в событийном репортаже. Работу над событийным репортажем можно сравнить со спринтерским забегом, работу над тематическим - с бегом на длинную дистанцию.

И между тем эти два типа репортажа тесно взаимосвязаны. Хотя в основе тематического репортажа лежит не один факт, а цепочка фактов, объединенных общей темой, часто тематический репортаж рождается из событийного. Так иногда тематический репортаж - это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, с целью придания материалу глубины и перспективы. Это так называемый репортаж - последствие, связующее звено между жанрами событийного и тематического репортажа. В нем упоминается о последствиях события, основной рассказ о которых мог появиться в эфире за день, неделю, месяц и даже год до этого.

Постановочный репортаж

Когда журналист самостоятельно организует или провоцирует какое-то событие (какую-нибудь уличную демонстрацию, например), а потом следит за реакцией людей на него, чтобы описать в своем репортаже, это называется постановочным репортажем, или «спровоцированной ситуацией». Основное отличие постановочного репортажа от событийного - в том, что событие полностью под контролем репортера, он может влиять на него, вести за собой действие, а не следовать за ним.

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.